Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Методика выполнения артикуляционной гимнастики

      В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении артикуляционного аппарата (укорочена подъязычная уздечка, язык большой, массивный или, наоборот, маленький, страдает подвижность языка и прочее). Поэтому параллельно с коррекционной работой проводится артикуляционная гимнастика.

     Цель артикуляционной гимнастики-выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады различных фонем.

    Упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

   Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические («Лопатка», «Иголка», «Чашечка», «Горка», «Трубочка») и динамические («Часики», «Лошадка», «Грибок», «Змейка», Качели», «Маляр», «Катушка», «Вкусное варенье» и т.д.)

     При выполнении статических упражнений необходимо добиваться удерживание языка в определенном положении 10-15 секунд, выполнять четко, медленно по 8-10 раз. Динамические упражнения выполняются под счет логопеда по 10-15 раз.

     Названия артикуляционных упражнений условны, но важно, чтобы дети их запомнили. Во-первых, название вызывает интерес у ребенка к упражнению, во-вторых, экономит время (отпадает необходимость объяснять способы выполнения). А если к каждому упражнению придумать веселое четверостишие и подобрать соответствующую картинку, дети быстро запомнят выполнение упражнения и воспримут это, как игру.

  Прежде чем приступить к постановке каждого очередного звука, необходимо выбирать упражнения, сообразующиеся с артикуляцией фонемы, которая будет ставиться, и с особенностями органов артикуляционного аппарата.

 

Учитель-логопед Серякова В.А.