Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Практический материал  по работе над дыханием и просодическими компонентами речи для детей при заикании и дизартрии

 

  1-ая неделя

1. Вдох через рот, выдох через нос – 3 раза.

2. Вдох через нос, выдох через нос – 3 раза.

3. Шепотная фонация толчком на руку - [а-о], [а-у], [а-ы], [а-э].

4. На кашле  короткое произнесение звука [а-а-а], длительное произнесение [ааа].

5. Произнести на выдохе длительно [ааа-----ууу].

6. Поднять небную занавеску путем произнесения звуков [кх] и удерживать на счет до    3-ех, опустить.- 3 раза.

 Развитие плавного длительного выдоха.

     Ребенок стоит напротив листочка (снежинки, бабочки), подвешенного на ниточке на уровне рта. Медленно набирает воздух через нос (следить, чтобы не поднимались плечи). Вытягивает трубочкой губы, дует на листочек, не раздувая щек.- 3-5 раз.

 Преодоление твердой атаки гласных.

     Упражнение «Укачаем куклу». Ребенок стоит, спина прямая; на руках воображаемая кукла. Укачивать куклу, протяжно, на мягкой атаке распевая: «А-а-а».- 3-5 раз.

  

2-ая неделя

 1. Произнести на выдохе «пы-ы-ы-ы-ы», «па-а-а-а-а», «пэ-э-э-э-э». – 3 раза.

2. Вдох через нос, продолжительный выдох через нос на полоску бумаги (ваточку).

3. Вдох через нос, толчкообразный выдох через рот.- 3 раза.

4. Вдох. На выдохе [ааа] [о´- ооо] [ыыы - ы´].-5 раз.

5. Храпение на вдохе и выдохе.- 5 раз.

6. Остановить лошадь губами: «тпру»- 5раз.

 Развитие глубокого вдоха.

     Медленно, без подъема плеч, нюхая фрукты и овощи, сделать глубокий вдох. Запомнить запах. Затем с закрытыми глазами по запаху определить, что это было.

( следить за плечами).

     Преодоление твердой атаки гласных.

     Упражнение «Поезд». Тихо и протяжно произносить звук [у] на выдохе.-3-5 раз.

  

3-я неделя

 1. Говори коротко, отрывисто на выдохе [ы´] - [ы´ ы] - [ы´] - [ыы´]. – 5раз.

2. Начать на придыхании, затем повторять коротко, отрывисто, с паузами, меняя тон,  «пы´»- «пы´»- «пы´». – 5 раз.

3. Губы вытянуть в трубочку- вдох через рот, на выдохе тихий медленный свист.– 5раз.

4. Позевывание. – 5 раз.

5. Вдох. На выдохе произнесение длительного звука [а] с постепенным повышением и понижением голоса. – 5 раз.

 Развитие силы голоса и речевого дыхания.

     Упражнение «Эхо в лесу». Глубокий медленный вдох, на мягкой атаке громко крикнуть: «АУ!». На этом же выдохе тихо ответить: «АУ!» – 5 раз.

     Преодоление твердой атаки гласных.

    Упражнение «Лесенка». Пропевание гласных [А], [У] с повышением и понижением тона  (голосок поднимается и опускается по лесенке).

  

4-ая неделя

 1. Подбородок поставить на кулак, сильно нажать и произносить [а, а - а, а - а - а],

 [о, о - о, о - о - о], [у, у - у, у - у - у], [ы, ы - ы, ы - ы - ы]. – 3 раза.

2. на широкий кончик языка положить бумажку, сделать «чашечку», внести в рот и резким толчком выдохнуть через рот. – 3 раза.

3. Пропеть на одном выдохе все гласные [аоуыэ] – 5 раз.

4. Делать пружинистые приседания с произнесением «пэ-эээ» – 5 раз.

  Развитие физиологического дыхания.

     Упражнение №1. Диафрагмальное дыхание лежа. Ребенок ложиться на спину на ковер; левую руку кладет на живот, а правую на грудь. Предварительно взрослый показывает ребенку на себе, как нужно дышать диафрагмой (животом): прикладывает руку ребенка к своему животу.

     По команде ребенок вдыхает, выпячивая живот, и выдыхает, втягивая живот. Если упражнение  не получается, то полезно производить усиливающееся к концу выдоха легкое надавливание рукой на живот. – 5 раз.

 Развитие плавного длительного выдоха.

     Игра «Море волнуется». В стакан с водой опустить соломинку, сделать глубокий вдох и подуть через соломинку на воду, чтобы вода забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, а напрягались губы.

  

5-ая неделя

 1. Вдох через нос, на выдохе произносить «па-па-па» (2 раза), «по-по-по» (2 раза).

2. Подбородок поставить на кулак, сильно нажать и произносить                                          [э, э - э, э - э - э] – 3 раза.

3. Позевывание. – 5 раз.

4. Произносить на выдохе «ык-а-а», «ык-а-а-а», «ык-а-а-а-а». – 3 раза.

5. Пропеть гамму гласных звуков [аоуыиэ] вверх и вниз. – 3 раза.

 Развитие физиологического дыхания.

     Упражнение №2. Диафрагмальное дыхание стоя. Для правильной постановки тела вначале ребенок дышит, прислоняясь затылком, спиной и пятками к стене.

     Методика дыхания та же, что  и в упражнении №1 (4-ая неделя).

 

Развитие силы голоса.

Игра «Вьюга».

Взрослый говорит: «Вьюга».

Ребенок стоит с прямой спиной, делает глубокий вдох,

 на выдохе тихо начинает тянуть: у - у - у - у…

Взрослый говорит: «Сильная вьюга».

Ребенок увеличивает силу голоса.

Взрослый говорит: « Вьюга затихает».

Ребенок уменьшает силу голоса.

Взрослый говорит: « Вьюга кончилась».

Ребенок затихает.

  

6-ая неделя

 1. Вдох через нос - чередовать плавный и быстрый выдох через рот. (контроль выдоха на ладонь). – 3 раза.

2. Произносить слоги с ударением на последний звук: «апо-а´», «апо-ы-ы´», «апо-э-э-э´» - по 3 раза.

3. Кончик языка поставить к альвеолам, проглотить слюну – 2 раза.

4. Не напрягая губ, плавное произнесение на выдохе слогов «па, по, пу, пы, пэ»-5 раз.

5. Сжать кулачки, напрячь мышцы шеи, плеч – откашляться – 3 раза.– 2 раза.

 Преодоление твердой атаки гласных.

     Пропевание гласных звуков с повышением и понижением тона (голос как бы поднимается и опускается по лесенке).

Развитие речевого дыхания.

     Упражнение №4. Исходное положение- см. упражнение №1. Ребенок делает глубокий вдох на три счета, задерживает дыхание, медленно выдыхает на счет от 1 до 5.

  

7-ая неделя

 1. Руки в стороны - медленный вдох через нос, руки опустить - выдох. – 3 раза.

2. Руки на диафрагме – кашель. – 3 раза.

3. Шепотом произносить на атаке [а - о - у - ы] – 2 раза.

4. Шепотом произносить на атаке [а - а], [о - о], [у - у], [ы - ы] – 2 раза.

5. Произнесение гласных на одном выдохе с усилением и ослаблением голоса.

6. Имитировать рвотное движение, широко открывая рот - [э - э - э - э].  

 Развитие речевого дыхания.

     Игра «Приятный запах». Ребенок подходит к вазочке с очищенным апельсином, мандарином, еловой веточке и т.п., нюхает, на выдохе произносит: «Хорошо»,«Ароматный», « Приятный запах».

 Развитие силы голоса.

     Игра «Кто кого?». Стоя друг против друга, по сигналу сначала тихо, затем громко тянуть гласные звуки. Кто дольше тянет, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.

 

 8-ая неделя

 1. Вдох через нос, выдох через рот (рука на диафрагме), на придыхании произнести  «пауууо». – 5 раз.

2. Произносить длительно с постепенным усилением голоса звуки [а а а а],      [и и и и],  [э э э э]. – 3 раза.

3. Напрячь мышцы рук, шеи, язык  положить на губу, откашляться [а - а - а - а].– 3 раза.

 Преодоление твердой атаки гласных.

Проговаривание предложений по 3 раза:

Аня утром умывалась. Ира убрала игрушки. У Ивана апельсин. Ася укололась иглой.

 Развитие речевого дыхания.

Упражнение №5. Исходное положение – см. упражнение №1. Счет на выдохе от 1 до 5 и обратно. Считать спокойно, плавно, не снижая голоса, так, чтобы в легких все время был запас воздуха. – 2 раза.

 

 9-ая неделя

 1. Вдох через рот, сильный выдох через рот. – 3 раза.

2. Сильно нажимая подбородком на кулаки, произносить [а - а - а] – 3 раза.

3. Произносить: «та-да, та-да, дддр» – 3 раза.

4.Произносить  на одном выдохе с усилением голоса «оаааа», «аааа», «уууу»,   «а - о - у - ы» – 2 раза.

Работа над четкостью дикции.

 Проговаривание потешки:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

 Воспитание интонационной выразительности речи.

     Игра «Узнай по интонации». Изображаем больного, сердитого, удивленного, веселого, грустного человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией короткие слова: «Ай-ай-ай!», «Ой-ой-ой!», «Эх-эх-эх!», «Ух-ух-ух!», «Их-их-их!». Отгадать, кого изобразил говорящий.

  

10-ая неделя

 1. Наклонить голову вперед и произнести [а´ - а´ - а´], голову запрокинуть назад и произнести [а´ - а´ - а´] – 3 раза.

2. Вдох через рот-пауза, выдох через нос-пауза. И наоборот. 3 раза.

3. Произнесение звука [а] высоко - низко, звука [и] высоко - низко. 2 раза.

4. Произнести слоги «по-эк». – 5 раз.

5. Поднять мягкое небо под счет до 3-ех, опустить. – 3 раза.                                              

 Работа над темпом и ритмом речи.

Проговаривание  четверостишия в сопровождении металлофона (барабана, карандаша). Взрослый отбивает ритм, ребенок проговаривает. Затем ребенок выполняет все самостоятельно. Можно «прохлопать, протопать» четверостишие.

Работа над интонационной окрашенностью речи.

Проговаривание потешки «Солнышко» с заданной интонацией (грустно, радостно, с жалостью и т.п.).

        Солнышко, солнышко,

        Золотое донышко,

        Гори, гори ясно,

        Чтобы не погасло.