Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 Развиваем словарный запас 

 

   Насколько разнообразнее, правильнее, богаче становится речь ребенка на пятом году жизни! Свои ответы он уже строит из двух-трех и более фраз, все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как со взрослыми, так и с детьми.                                                                                                                                                                                                                              Если трехлетний малыш, не зная тот или иной предмет, его характерный признак, иногда прибегает к жестам, то пятилетний ребенок уже стремиться найти подходящее слово, создает свои слова: всехний (всеобщий), сердитки (морщинки), мазелин (вазелин), гульвар (бульвар). Такие забавные слова  закреплять в речи не стоит. Надо поправить ребенка, дать точные названия понятиям.                                В этом возрасте следует продолжать знакомство ребенка с новыми словами, приучать его точно называть качество предметов, определять, из чего они сделаны (стол, стул, шкаф - из дерева; банка, ваза, зеркало - из стекла и т.д.), находить сходство и различие в предметах, знать такие временные понятия, как утро, день, вечер, вчера, сегодня, завтра; пространственные отношения:справа - слева, впереди - сзади, наверху - внизу.                                                                                                                                                                                  Для развития умения находить сходные и различные признаки  в предметах можно дать ребенку такое задание: «Внимательно рассмотри два яблока». Затем спросите: «Одинаковые яблоки или нет? Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?» Ребенок обнаруживает, что одно яблоко большое, красное, с пятнышком на боку, на вкус сладкое, а другое – маленькое, зеленое, кислое.                   Если ребенок упускает какие-то признаки, то взрослый может  задать наводящие вопросы или сам называет их.                                           Детские игрушки, предметы домашнего обихода также могут быть использованы для сравнения, сопоставления и описания. Так, можно предложить рассказать все, что ребенок знает о кукле: «Как ее зовут? Какие у нее волосы, глаза? Какое на ней платье? Какие у нее туфельки?»                                                                                                                                                                                                                      Указывая на размеры предметов, дети в основном пользуются словами большой, маленький и редко высокий, низкий, длинный, короткий. Приучайте ребенка наиболее точно выражать свои мысли: дом высокий – низкий, полотенце широкое - узкое, лента длинная – короткая. Учите пользоваться и прилагательными в сравнительной степени. Спросите, какая линейка шире, какая – уже, какой карандаш выше, какой – ниже, какая книга толще, какая – тоньше.                                                                                                                                             Указывая на величину, цвет, форму, другие качества и признаки предмета, дети иногда допускают ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных, в окончаниях глаголов, прилагательных.