КОРРЕКЦИОННОЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В СП «Детский сад» ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани в 2021-2022 учебном году функционируют три группы компенсирующей направленности и одна группа комбинированной направленности для детей с ОВЗ в возрасте от 5 до 7 лет.
Всего детей с ОВЗ (с нарушениями речи V вида) - 75.
В этих группах созданы специальные образовательные условия для детей с ОВЗ, у которых выявлены трудности в обучении, воспитании и развитии, связанные с нарушениями речи, а именно:
- режиме полного дня организовано воспитание и обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с необходимым программно-методическим обеспечением в соответствии с программой.
- осуществляется психолого-педагогическое сопровождение:
- коррекционно-педагогическую помощь воспитанникам групп компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи оказывают: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Проход в здания условно доступен для инвалидов и воспитанников с ОВЗ (с нарушениями речи V вида).
Условия созданные в структурном подразделении
"Детский сад" ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани
для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение доступа в здание СП "Детский сад" ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани инвалидов и лиц с ОВЗ:
- Пандусы с поручнями к трем входам в здание корпуса Б (фото).
- Санитарный узел для инвалидов.
- Система противопожарной сигнализации и оповещения.
Кадровое обеспечение в СП "Детский сад" ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани:
- Воспитатель - 8 человек.
- Учитель-логопед - 5 человек.
- Педагог-психолог - 2 человека.
- Инструктор по физической культуре - 2 человека.
- Музыкальный руководитель - 2 человека.
Условия для обучения и коррекционной работы с детьми с ОВЗ:
- Сенсорная комната.
- Кабинет педагога-психолога.
- 4 логопедических кабинета.
- Медицинский блок.
- Групповые помещения.
Адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Приказ о создании психолого-педагогического консилиума
Паспорт доступности
приоритетного социально-значимого объекта для мобильных граждан
- СП "Детский сад" ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани (корпус А)
- СП "Детский сад" ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани (корпус Б)
Нормативные документы
-
Федеральный закон от 03 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов»
- Приказ министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 г. № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"
- Письмо министерства образования и науки РФ от 23.05.2016 № ВК-1074107 "О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий"
- Приказ министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
- Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения
- Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93
"Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"
Локальные акты по организации обучения детей с ОВЗ
- Положение об адаптированной основной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Положение об организации образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Положение о группах компенсирующей/комбинированной направленности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме
- Положение о рабочих программах педагогов
Алгоритм выявления детей с ОВЗ
в структурном подразделении ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани (далее СП Учреждения)
Предусматривается следующий алгоритм выявления детей с ОВЗ и создания для них специальных образовательных условий:
1. В феврале-марте предшествующего учебного года в СП Учреждения педагоги, в том числе педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, т.е. специалисты психолого-педагогического консилиума (ППк) СП Учреждения, выявляют детей с ОВЗ.
2. По результатам обследования воспитанников и выявление среди них детей с ОВЗ проводится заседание ППк и принимается решение о необходимости прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК ГБУ ЦППМСП ЦДК г. Сызрани) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
3. По результатам обследования на ПМПК ГБУ ЦППМСП ЦДК г. Сызрани даются рекомендации по созданию для ребенка специальных образовательных условий (ст. 79 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.).
Основная задача коррекционно-педагогической работы СП Учреждения создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
«Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» (часть 10 ст. 79 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.).
4. На основании рекомендаций ПМПК специалисты ППк СП Учреждения разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и (или) адаптированную образовательную программу.
5. После разработки индивидуального образовательного маршрута и (или) адаптированной образовательной программы, педагоги и специалисты СП Учреждения осуществляют их реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка. Заседания консилиума по уточнению индивидуального образовательного маршрута и (или) адаптированной образовательной программы проводятся не реже одного раза в 3 месяца.
Алгоритм коррекционной работы для детей с ОВЗ
Этапы |
Основное содержание |
Результат |
Организационный |
Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушением речи. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. |
Составление программ индивидуальной, подгрупповой работы с детьми с ОВЗ, имеющими сходные структуру нарушения и/или уровень развития. |
Основной |
Решение задач, заложенных в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах. Согласование, уточнение (при необходимости - корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. |
Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в развитии. |
Заключительный |
Оценка качества и устойчивости результатов коррекционной работы с ребенком (группой детей). Определение дальнейших образовательных, коррекционно-образовательных перспектив выпускников группы для детей с ОВЗ. |
Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком (группой), изменение ее характера или корректировка индивидуальных, подгрупповых программ и продолжение коррекционной работы. |
Создание специальных условий обучения и воспитания детей с ОНР
Выполнение коррекционно-педагогических условий в группах для детей с ОНР обеспечивает возможность обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры, формирования грамматического строя речи, развивает диалогическую и монологическую речь, закладывает основы речевой и языковой культуры, создает предпосылки для успешного овладения чтением и письмом. Это в свою очередь способствует освоению детьми с ОНР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в общеобразовательные учреждения.
1. |
Создание условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей |
|
2. |
Создание педагогических условий развития речи |
|
3. |
Создание условий для развития слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля |
|
4. |
Создание условий для развития речевого слуха детей |
|
5. |
Создание условий для формирования восприятия фонематической стороны речи детей |
|
6. |
Создание условий для формирования темпа и ритма речи |
|
7. |
Создание условий для развития связного высказывания детей (использование различных типов высказывания детей) |
|
8. |
Создание условий для обучения детей творческому рассказыванию |
|
9. |
Создание условий для формирования первоначальных навыков овладения письменной речью |
|
Куда обратиться за консультацией и поддержкой?
В Западном образовательном округе функционирует центр психолого-педагогической помощи для детей дошкольного возраста:
- Государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» г.о. Сызрань Самарской области, расположенное по адресу:
446026, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Гидротурбинная, 24 А
Тел. (8464) 37-58-65
- Так же за консультацией можно обратиться к специалистам СП "Детский сад" ГБОУ СОШ №12 г. Сызрань, расположенного по адресу:
446023, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Декабристов, 366
Тел. (8464) 90-52-19
- Или вы можете оставить свой вопрос,направленный специалисту, на нашем сайте (в данном разделе внизу страницы)
Целью деятельности центра является преодоление трудностей воспитанников в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации посредством осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; обеспечение психолого-педагогических условий реализации основных общеобразовательных программ.
В Центре диагностики и консультирования функционируют следующие структурные подразделения:
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) создана с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и психическом развитии (или) отклонениями в поведении; проведения их комплексного психолого- медико- педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого- медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Заседания ПМПК проводятся ежедневно по адресу: г. Сызрань, ул. Гидротурбинная 24 А. Ежегодно за диагностической, консультационной и коррекционной помощью специалистов комиссии обращается до четырех тысяч жителей Западного образовательного округа.
Служба ранней помощи оказывает комплексную помощь семьям с детьми раннего возраста, где реализуются индивидуально-ориентированные программы социально-педагогической направленности. Служба ранней помощи обеспечивает системный комплексный подход к проведению диагностики, абилитации и реабилитации детей в возрасте от рождения до 4-х лет группы биологического и социального риска. Раннее выявление проблем развития ребенка и своевременное начало коррекционной работы дает возможность предупредить выявление вторичных отклонений в развитии, обеспечивают максимальную реализацию реабилитационного потенциала.
Коррекционно-развивающие группы являются преемственным звеном в сопровождении детей с проблемами в развитии на разных возрастных этапах:
-
Дошкольного возраста с нарушениями устной речи (дети с общим и нерезко выраженным недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи). Группа формируется по рекомендациям ПМПК из числа детей, не получающих коррекционную логопедическую помощь в дошкольных образовательных организациях. Прием в группу проводится в течение всего года по мере освобождения мест.
-
Для детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы; ЗПР; со сложной структурой дефекта. Занятия проводят педагоги-психологи и учителя-дефектологи. Занятия могут проводиться на базе Центра или в образовательных учреждения Западного образовательного округа.
Отдел организация специального образования оказывает методическую помощь педагогам Западного образовательного округа по вопросам специального и инклюзивного образования. В штате имеются 3 инструктора-методиста.