Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

38

КОРРЕКЦИОННОЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

 

 

 В СП «Детский сад» ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани в 2018-2019 учебном году функционируют четыре группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ в возрасте от 5 до 7 лет, одна группа комбинированной направленности для детей в возрасте от 3 до 4 лет.

Всего детей с ОВЗ (с нарушениями речи V вида) - 83.

В этих группах созданы специальные образовательные условия для детей с ОВЗ, у которых выявлены трудности в обучении, воспитании и развитии, связанные с нарушениями речи, а именно:

  •   режиме полного дня организовано воспитание и обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с необходимым программно-методическим обеспечением в соответствии с программой.
  •  осуществляется психолого-педагогическое сопровождение:

 - коррекционно-педагогическую помощь воспитанникам групп компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи оказывают: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

 

Проход в здания условно доступен для инвалидов и воспитанников с ОВЗ (с нарушениями речи V вида).

 

 Условия созданные

в структурном подразделении "Детский сад" ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани 

для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 

Обеспечение доступа в здание СП "Детский сад" ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани инвалидов и лиц с ОВЗ:

  • Пандусы с поручнями к трем входам в здание корпуса Б (фото).
  • Санитарный узел для инвалидов.
  • Система противопожарной сигнализации и оповещения.

Кадровое обеспечение в СП "Детский сад" ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани:

  • Воспитатель - 7 человек.
  • Учитель-логопед - 4 человек.
  • Педагог-психолог - 1 человек.
  • Инструктор по физической культуре - 2 человека.
  • Музыкальный руководитель - 2 человек.

 Условия для обучения и коррекционной работы с детьми с ОВЗ:

  • Сенсорная комната.
  • Кабинет психолога.
  • 4 логопедических кабинета.
  • Медицинский блок.
  • Групповые помещения.

 

 

Адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

График работы учителей-логопедов

План работы ПМПК

 

Паспорт доступности

приоритетного социально-значимого объекта для мобильных граждан

  • СП "Детский сад" ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани (корпус А)
  • СП "Детский сад" ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани (корпус Б)

 

Нормативные документы

 

 

Локальные акты по организации обучения детей с ОВЗ

 

 

Алгоритм выявления детей с ОВЗ

в структурном подразделении ГБОУ СОШ № 12 г. Сызрани (далее СП Учреждения)

 

Предусматривается следующий алгоритм выявления детей с ОВЗ и создания для них специальных образовательных условий:

1. В феврале-марте предшествующего учебного  года в СП Учреждения  пе­дагоги, в том числе педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, т.е. специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) СП Учреждения, выявляют детей с ОВЗ.

2. По результатам обследования воспитанников и выявление среди них детей с ОВЗ проводится заседание ПМПк и принимается решение о необходимости прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК ГБУ ЦППМСП ЦДК г. Сызрани) в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

3. По результатам обследования на ПМПК ГБУ ЦППМСП ЦДК г. Сызрани  даются рекомендации по созданию для ребенка специальных образовательных условий (ст. 79 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.).

Основная задача коррекционно-педагогической работы СП Учреждения создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

«Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и раз­вития таких обучающихся, включающие в себя использование специ­альных образовательных программ и методов обучения и воспитания специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных технических средств обучения коллективного и индиви­дуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощни­ка), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образова­тельную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с огра­ниченными возможностями здоровья» (часть 10 ст. 79 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.).

4. На основании рекомендаций ПМПК специалисты ПМПк СП Учреждения разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут и (или) адаптированную образовательную программу.

5.  После разработки индивидуального образовательного маршрута и (или) адаптированной образовательной программы, педагоги и специалисты СП Учреждения осуществляют их реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка. Заседания консилиума по уточнению индивидуального образовательного маршрута и (или) адап­тированной образовательной программы проводятся не реже одного раза в 3 месяца.

 

 

Алгоритм коррекционной работы для детей с ОВЗ

Этапы

Основное содержание

Результат

Организационный

Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушением речи.

Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

Составление программ индивидуальной, подгрупповой работы с детьми с ОВЗ, имеющими сходные структуру нарушения и/или уровень развития.

Основной

Решение задач, заложенных в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах. Согласование, уточнение (при необходимости - корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.

Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в развитии.

Заключительный

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционной работы с ребенком (группой детей).

Определение дальнейших образовательных, коррекционно-образовательных перспектив выпускников группы для  детей с ОВЗ.

Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком (группой), изменение ее характера или  корректировка индивидуальных, подгрупповых программ и продолжение коррекционной  работы.

Создание специальных условий обучения и воспитания детей с ОНР

Выполнение коррекционно-педагогических условий в группах для детей с ОНР обеспечивает возможность обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры, формирования грамматического строя речи, развивает диалогическую и монологическую речь, закладывает основы речевой и языковой культуры, создает предпосылки для успешного овладения чтением и письмом. Это в свою очередь способствует освоению детьми с ОНР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интег­рации в общеобразовательные учреждения.

1.

Создание условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей

  • Организация и поддержка речевого общения на занятиях и вне занятий, побуждение внимательно выслушивать других детей, фиксировать внимание ребенка на содержании высказываний сверстников.
  • Создание ситуации общения для обеспечения мотивации речи.
  • Стимулирование обращения к педагогам и сверстникам с вопросами, сообщениями.
  • Формирование умения отстаивать свое мнение, доказывать, убеждать с помощью речи.
  • Создание условий для уточнения понимания речи в зависимости от ситуации и контекста, развитие вари­ативности лексики.
2.

Создание педагогических условий развития речи

  • Соблюдение голосового режима: разговаривать и проводить занятия голосом разговорной громкости, не допускать форсирования голоса, крика.
  • Упражнение детей в координации движений артикуляционного аппарата и мелкой моторики, артикуляционного аппарата и общей моторики.
  • Корректировка произношения. Побуждение детей прислушиваться к произношению взрослых и сверстников и правильно произносить звуки, слоги, слова и т.д.
  • Обогащение активного словарного запаса новыми словами с правильно произносимыми звуками, уточнение смыслового значения слов.
  • Организация игр для развития звуковой стороны речи детей, установления последовательности и места звуков в слове.
3.

Создание условий для развития слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля

  • Организация игр и упражнений для развития слухового внимания, направленных на точное восприятие вопросов, понимание словесных инструкций («Небылицы», «Бывает - не бывает», «Будь внимательным»)
4.

Создание условий для развития речевого слуха детей

  • В процессе обогащения словаря и уточнения смыслового значения слов-названий, свойств, действий фиксация внимания на их полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении («послушай», «повтори», «скажи», «назови»).
  • Привлечение внимания детей к восприятию интонационной стороны речи, побуждение соотносить интонацию с характером и настроением людей.
  •  Проведение игр с музыкальными инструментами, направленными на узнавание, соотнесение и развитие голоса, интонации, речевого и слухового внимания.
5.

Создание условий для формирования восприятия фонематической стороны речи детей

  • Проведение специальных игр и упражнений с целью определения места звука в слове, места ударения, от­личительных признаков фонем, количества и последо­вательности звуков и слогов
6.

Создание условий для формирования темпа и ритма речи

  • Проведение игр и заданий для развития умений различения-воспроизведения ритма в разных видах деятельности (игра, изобразительная, двигательная и трудовая деятельность и т.д.).
  • Планирование занятий по постановке и выделению словесно-логического и смыслового ударения, выделению ударного слога в слове и значимых отрезков текста.
  • Проведение упражнений на совмещение темпа и ритма речи с движениями под музыку и без нее.
  • Проведение логоритмических занятий.
  • Моделирование речевого темпа, по образцам пра­вильного произнесения, по отрывкам из литературных произведений, сказок, стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д.
7.

Создание условий для развития связного высказывания детей (использование раз­личных типов высказывания детей)

  • Стимулирование развития и формирования не только познавательного интереса, но и познавательного общения, которое обеспечивается речевыми средствами-высказываниями, вопросами, ответами.
  • Создание условий для развития диалогической речи, стимулировать собственных высказываний детей
  • Помощь ребенку  в переходе на новую ступень ведения диалога — от участия к сотрудничеству.
  • Проведение работы по формированию навыков предварительного планирования деятельности.
  • Формирование умения детей составлять рассказы с опорой на план, схемы, серию сюжетных картинок, мнемотаблицы и т.д.
8.

Создание условий для обучения детей творческому рассказыванию

  • Формирование умения детей понимать художественные произведения, мотив поведения и отношение персонажей.
  • Развитие умения детей передавать содержание по ролям, создавая  выразительные образы.
  • Проведение ролевых игр, организация театральной деятельности.
9.

Создание условий для формирования первоначальных навыков овладения письменной речью

  • Знакомство детей с буквами русского алфавита.
  • Формирование умения детей выкладывать буквы из различных материалов, лепить из пластилина, писать в воздухе, «печатать» буквы,  слова и маленькие предложения.
  • Формирование умения детей разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.
  • Развитие умения различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы

 

Куда обратиться за консультацией и поддержкой?

 

В Западном образовательном округе функционирует центр психолого-педагогической помощи для детей дошкольного возраста:

 446026, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Гидротурбинная, 24 А

Тел. (8464) 37-58-65

 

Целью деятельности центра является преодоление трудностей воспитанников в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации посредством осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; обеспечение психолого-педагогических условий реализации основных общеобразовательных программ.

В  Центре диагностики и консультирования функционируют следующие структурные подразделения:

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) создана с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и психическом развитии (или) отклонениями в поведении; проведения их комплексного психолого- медико- педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого- медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Заседания ПМПК проводятся ежедневно по адресу: г. Сызрань, ул. Гидротурбинная 24 А. Ежегодно за диагностической, консультационной и коррекционной помощью специалистов комиссии обращается до четырех тысяч жителей Западного образовательного округа.

Служба ранней помощи оказывает комплексную помощь семьям с детьми раннего возраста, где реализуются индивидуально-ориентированные программы социально-педагогической направленности. Служба ранней помощи обеспечивает системный комплексный подход к проведению диагностики, абилитации и реабилитации детей в возрасте от рождения до 4-х лет группы биологического и социального риска. Раннее выявление проблем развития ребенка и своевременное начало коррекционной работы дает возможность предупредить выявление вторичных отклонений в развитии, обеспечивают максимальную реализацию реабилитационного потенциала.

Коррекционно-развивающие группы являются преемственным звеном в сопровождении детей с проблемами в развитии на разных возрастных этапах:

  • Дошкольного возраста с нарушениями устной речи (дети с общим и нерезко выраженным недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи). Группа формируется по рекомендациям ПМПК из числа детей, не получающих коррекционную логопедическую помощь в дошкольных образовательных организациях. Прием в группу проводится в течение всего года по мере освобождения мест.

  • Для детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы; ЗПР; со сложной структурой дефекта. Занятия проводят педагоги-психологи и учителя-дефектологи. Занятия могут проводиться на базе Центра или в образовательных учреждения Западного образовательного округа.

Отдел организация специального образования оказывает методическую помощь педагогам Западного образовательного округа по вопросам специального и инклюзивного образования. В штате имеются 3 инструктора-методиста.