Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Детские ошибки и трудности процесса формирования письменной речи.

(семинар практикум для родителей)

 

"Хороший, ясный выговор, такой,

чтобы каждый из звуков был слышен,

и чуткое ухо в различении этих

звуков  -  вот главное основание

правописания."

                                                                                                                                                                                                   К.Д. Ушинский.

 

Родителям предлагается выбрать бабочку синего, зелёного, желтого, красного цвета, которые помогут им разделиться на подгруппы.

Логопед.

Здравствуйте, у нас  родительское собрание на тему:"Подводные камни процесса формирования письменной речи"

Сегодня вы познакомитесь с результатами логопедического обследования и узнаете ответы на вопросы : "Что такое письмо?", "Как избежать тех или иных ошибок при формировании письменной речи .

Наступил сентябрь  и многие столкнулись с рядом проблем. Мне бы хотелось, чтобы вы поставили себя на место своих детей и почувствовали, как им сейчас трудно.

Напишите левой рукой свое имя. Попрошу вас высказать свои  ощущения: что вы испытывали при написании фразы в непривычных для себя условиях.

высказывания родителей

Вот такие же трудности испытывают ваши дети в период обучения письму.

 

 

 Что же такое письмо?

Для взрослых письмо - это что-то целое и связное. Давайте разберемся , что же такое письменная речь и как она формируется . Что управляет процессами письма.

Письмо – это сложный навык и вид графомоторной деятельности.

 Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

-речеслухового,который помогает произвести отбор нужного звука;

-речедвигатеьного, который помогает произвести проговаривание;

-двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки;

-зрительного,который участвует в подборе соответствующих графем (букв)

Несформированность  любой из указанных функций может вызвать нарушения письма.

Речеслуховой анализатор

 Человек обладает тремя видами слуха:

- физическим  -  для различения шума дождя, жужжания пчелы, шума ветра, и т.п.;

- музыкальным, различающим мелодии,

-  речевым  анализатором -  для понимания сказанного, отличия одного звука от другого (гласного от согласного, твёрдого согдасного от мягкого, звонкого  согласного от глухого), определения разницы между словами.сходными по звучанию( дочка-точка, уголь-угол и т.п.)

 Способность человека к распознаванию  звуков речи - это фонематический слух.  В ходе специального обучения ребенок учится звуковому анализу и синтезу слов - это фонематическое восприятие.

Ребёнок в 6 лет должен  уметь :

- повторять слоговые цепочки разной степени сложности (ба-па-ба, по-па-бо, и др.);

- отбирать картинки на заданный звук;

- выделять первый, последний звук в словах;

В процессе обучения к 7 годам жизни ребенок научится :

- определять последовательность и количество звуков в словах;

- синтезировать звуки речи в целое слово (с- о - к).

 

 Если ребенок  не справляется с этим заданием, это указывает на нарушение фонематического слуха и восприятия.

К ошибкам, свидетельствующим о нарушении фонематического слуха и восприятия  относятся:

- замена звонких и глухих согласных звуков и букв;

- замена твердых и мягких согласных звуков и букв;

- попуски гласных и согласных звуков и  букв;

- пропуски слогов;

- перестановки звуков и  букв, слогов;

- не  договаривание ( не дописывание)  окончаний слов;

- не соблюдение границ предложений.

 

 Рекомендации по развитию фонематического слуха и  восприятия  у детей.

1 .Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребёнку положить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горе должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок.

2 .Систематическое повторение слоговых цепочек: та-да-та, да-та-да.

3 .Использование графических обозначений звуков: звонкий ~ глухой( глухой звук -голосовые связки не дрожат).

4. Определение места звука в слове: подчеркни, назови, напиши  (В начале слова, в середине слова , в конце слова:   р___  __р__  ___р)

5.Определение позиции звука в слове: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове.

6.Перечисление всех звуков по порядку, определение количества звуков в слове.

7. Звукобуквенный анализ слов.  ( НОС, СУМКА)

8. Придумать  слово по  схеме.

9. Придумать  слово из четырёх звуков  со звуком [рь].

 

Двигательный анализатор.

При поступлении ребёнка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии у детей при письме  наблюдается следующая картина:

- дрожащие линии;

- колебание наклона и высоты букв;

- быстрое наступление мышечного утомления;

- небрежное выполнение письменных работ.

 Рекомендации и упражнения по развитию мелкой моторики рук детей.

1,Пальчиковые упражнения

Ручку пальчиками взяли

И кружок нарисовали.

Раз кужок, два кружок-

Сосчитай-ка их дружок.

2.Упражнение на межполушарное взаимодействие "Кулак – ребро - ладонь"

Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. Повторять 8-10 раз. При затруднениях в выполнении упражнения можно помочь себе командами (кулак-ребро-ладонь).

3.Упражнение с бумагой

Родителям предлагается небольшой лист цветной бумаги, из которого они должны с помощью метода "обрывания" сделать письменную строчную букву о.

4.Выкладывание букв из подручного материяла (шнурок, спички)

Родителям раздаются листы бархатной бумаги и ниточки. Они должны ниточкой выложить строчную букву л, после чего предложить им превратить эту букву в прописную букву А.

5. Работа в группах

 Родителям ( друг за другом) предлагается назвать упражнения , которые направлены на развитие мелкой моторики рук.

Речедвигательный анализатор

Если у ребёнка в речи имеются ниже приведённые нарушения произношения, они могут отразиться на письме.

Ребёнок с нарушением звукопроизношения, опираясь на своё дефектное произношение, фиксирует его на письме:(Как говорит, так и пишет).

Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференции ,фонематических  процессов.

В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушения произношения  звуков в устной речи устранены . Причина- при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора.

1. Контроль за правильным произношением звуков.

С целью предупреждения вышеперечисленного следует обращать внимание детей на произнесение того или иного звука.

Звук р:

- губы- полураскрыты;

- зубы разомкнуты

- язык (кончик) дрожит;

- воздушна струя-  прерывистая;

- голос -звенит.

 

 

Работа в группах.

 Каждой группе предлагается прочитать текст скороговорки, определить какой звук чаще всего повторяется, проанализировать звук по предложенному плану (см. звук р )

2. Развитие движения губ, языка, щёк.

 Родителям предлагается выполнить традиционные логопедические упражнения для языка:"Лопаточка", "Иголочка", "Часик", "Качели", "Чашечка" и др.

3. Проговоривание  скороговорок, чистоговорок.

4. Упражнения для формирования напора выдыхаемой струи воздуха

- "Загони мяч в ворота".

- "Болтушка"

- "Сигнал"

- Надувание воздушных шариков

- Сдувать с носа кусочек бумаги

- Дуть через соломинку.

- Сдувать с ладошки лист бумаги

5. Закрепление произношения звуков в словах

Родители должны следить за правильным произношением звуков речи у детей, используя разный речевой материал. Например: звук [Р] в словах( дыра, нора, гора, перо), в словосочетаниях( глубокая нора, старая кора), предложениях , в стихах, в скороговорках,в  пересказах текстов..

Зрительный анализатор

Виды ошибок, при недоразвитии зрительного анализатора.

1. Смешение букв по оптическому сходству: б- д , п  - т, о –а , и - у.

2. Зеркальность (с, е , з ,э)

3. Трудность удержания строки, наклона.

Рекомендации при формировании зрительного анализатора и синтеза.

- Назвать предметы по их контурам  (круг, ель)

- Назвать и дорисовать предметы (половинка бабочки)

- Выполнить поиск "спрятанных" предметов на картинке

- Назвать заштрихованные изображения.

- Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.

- Показать правильно написанную буквы .( С, В, Р)

- Распределить предметы по величине

 

Развитие зрительной памяти:

- запомнить картинки (четыре-пять), а потом найди их среди других (восемь-десять);

- запомнить фигуры, выложенные из палочек, затем выложить их самостоятельно;

- игра "Чего не стало?»

- игра "Что изменилось?"

 

    Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, родители должны своевременно оказать им помощь, а для этого нужно терпение и систематические занятия.

    Не забывайте хвалить ребёнка, не торопите его, не говорите:"Ты делаешь не так", "Это не правильно", не заставляйте многократно переписывать (это обратный результат), больше общайтесь, говорите и  играйте с детьми.

Желаем удачи!